Педагог: деление на «технарей» и «гуманитариев» вредит будущему детей
Фото: pxhere.com
Разделение людей на прирожденных «технарей» и «гуманитариев» является грубым упрощением, не способным отразить многогранность человеческого потенциала. Об этом рассказывает mskpressa со ссылкой на «Известия».
«Когда мы говорим про своего ребенка «он у меня гуманитарий» или «он у меня технарь», мы невольно навешиваем ярлык и ограничиваем его, не учитывая всех особенностей. В школьном возрасте, когда формируются основные навыки и представление о мире, такое клеймо может быть вредно. Оно способно испортить будущее ребенку: ему могут сказать, что он гуманитарий, а на самом деле у него были скрытые технические способности, которые можно было бы проявить при другом подходе, и наоборот», — пояснила педагог, руководитель регионального преподавания образовательной компании MAXIMUM Виктория Подсухина.
Конечно, каждому ребенку свойственны свои когнитивные стратегии. Одним легче даются работа с образами, языками, литературой — то, что традиционно относят к гуманитарной сфере. Другие более успешны в логическом анализе, абстрактных построениях, что помогает им осваивать точные дисциплины. Однако, как подчеркивает педагог, это не свидетельствует о неспособности к иному типу мышления, а лишь отражает изначальные склонности. При этом логические связи столь же важны для истории, как и образное мышление — для инженера, поскольку любая абстракция в конечном счете опирается на реальные прообразы.
Роль преподавания и пробелов в знаниях
На интерес к предмету напрямую влияет качество его преподавания. Нередко математику преподносят излишне оторвано от жизни, без понятных практических иллюстраций. К примеру, геометрия может казаться бессмысленной, хотя она является основой для архитектуры — профессии, требующей синтеза творческого и аналитического начала. Если ученик не понимает, как формулы связаны с реальностью, он теряет мотивацию. Исправить это могут увлекательные практические задачи или рассказы об истории научных открытий.
Корень проблемы часто кроется в пробелах, которые возникают на ранних этапах. Математика — дисциплина кумулятивная. Если в начале пути ученик упустил базовые вещи, например, не освоил дроби, то дальнейшее обучение превращается в непреодолимую преграду. В результате он заключает: «математика — не мое», хотя причина была лишь в том, что пробел не был вовремя ликвидирован, отметила Подсухина.
Стереотип как самоисполняющееся пророчество
Эксперт обращает внимание, что данный стереотип обладает эффектом самосбывающегося прогноза. Если ребенок постоянно слышит, что он «гуманитарий» и ему «не дано» понять точные науки, он внутренне соглашается с этим и перестает прилагать усилия. Учитель предлагает исправить оценку, но ученик уже смирился с навязанной ему ролью.
Между тем, так называемые гуманитарии могут демонстрировать отличные результаты в математике. Навыки, которые оттачиваются на гуманитарных предметах — анализ текста, построение доказательств, выявление связей — отлично тренируют логическое мышление, неотъемлемое от математики. Кроме того, они часто лучше справляются с большими массивами информации, умея структурировать и выделять главное. Усидчивость, воспитанная на уроках литературы, помогает концентрироваться на сложных задачах, а нестандартное мышление позволяет находить оригинальные пути решения.
Как помочь ребенку полюбить нелюбимый предмет
Для помощи школьнику, который идентифицирует себя как «гуманитарий», в освоении математики необходим пересмотр методики подачи материала. Следует активнее использовать визуализацию, игровые форматы и головоломки. Если ребенок увлекается историей, можно показать, как исторический контекст влиял на развитие алгебры. Самое важное — выявить и ликвидировать пробелы в знаниях, вернувшись к темам, где возникли первые трудности. Только прочный фундамент позволит двигаться вперед.
«В целом, лучше полностью отказаться от резкого противопоставления. Не стоит убеждать ребенка, что он неспособен к чему-либо из-за предрассудка. Всегда сохраняется вероятность, что с альтернативной методикой или иным педагогом он не только поймет, но и увлечется новым для себя предметом. Это в равной степени относится и к «технарям» в изучении языка», — резюмировала Подсухина.
Способность схватывать суть явлений поможет им понять структуру языковых правил. Каждый человек обладает потенциалом для освоения как точных, так и гуманитарных наук — все определяется правильным подходом, упорством и верой в собственные возможности, заключила эксперт.